О том, что школьники не в достаточной мере знают жизненный путь и
творчество великого татарского поэта, говорят многие учителя и родители Татарстана.

С чем связано такое отношение? Читает ли Тукая молодежь? На эти и другие
вопросы постарались ответить преподаватели, ученые и методисты на
видеоконференции «Встреча с Тукаем на уроке» из цикла «В наших сердцах
ты, Тукай», которая прошла в ИА «Татар-информ». Ее посвятили одной из
насущных на сегодняшний день проблеме – изучению творческого наследия
великого татарского поэта в рамках школьной программы.

— По школьной программе на изучение Габдуллы Тукая выделено всего 33
часа, — пояснила заслуженный учитель РТ, преподаватель татарского языка и
литературы школы №68 Назия Гимадиева. – И если в начальных классах
отведено 3 часа, в пятом классе – 7 часов, то в восьмом и девятом
классах о поэте информация вообще не дается. Таким образом,
старшеклассники забывают произведения великого сына татарского народа.
Приобщить их к классической литературе, дать полную информацию о поэте
еще можно на конференциях, школьных литературных и исторических кружках.
Но, к сожалению, не во всех казанских школах они организованы и
работают на совесть.

По мнению доктора филологических наук профессора ТГГПУ Фоата
Галимуллина, биография и творчество Тукая изложены в школьных учебниках в
достаточном объеме.

— Даже в 1930-е годы, несмотря на столь смутные времена, творчество
поэта не было запятнано, произведения не исчезли из школьных учебников, —
отметил Фоат Галимуллин. — Конечно, в советское время, когда власть
выступала против религии, о Тукае заговорили как об атеисте. И его
знаменитое стихотворение «Туган тел» потеряло последнее четверостишие. В
школах заучивали только три строфы, а о четвертой вообще не упоминали.
Но со временем все стало на свои места. Сегодня стихотворение «Туган
тел» известно всему миру. И перед молодежью нет никаких преград: если
хочешь узнать о Тукае больше – бери и читай, изучай, заучивай.

Доктор педагогических наук профессор ТГГПУ Анвар Хузиахметов высказал свою точку зрения по этому поводу:

— Раньше во время школьных каникул учащиеся посещали всевозможные
кружки. Что сегодня? Школьные кружки исчезли. Следовательно, нет
заинтересованности ни со стороны учителей, ни со стороны учеников.
Увеличить количество часов на изучение творчества Тукая тоже невозможно
исходя из государственной образовательной программы и СанПиН. С другой
стороны, даже если мы и добьемся увеличения, то в ущерб творчеству
других классиков. Ведь татарскую литературу прославили многие выдающиеся
писатели и поэты.

Участники конференции выразили надежду, что в 2011 год — Год Тукая удастся найти
компромисс и решить эту проблему должным образом. По их мнению, интерес к
творчеству поэта среди школьников можно повысить благодаря игровым
урокам, конференциям, современным и грамотно составленным учебным
пособиям и программам.

Газета “Казанские ведомости”, 13.05.2011 Выпуск № 68


От alex009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *