Василий Столяров — марийский писатель:

Тукай — национальный поэт, всеми своими корнями сросшийся с
татарским народом. Но в то же время любой народ, подобный моему,
марийскому, может называть его своим, ибо Тукай, говоря о тяжелой доле,
горькой судьбе своей нации, выступает подлинным, бескомпромиссным,
гневным защитником, певцом всего обездоленного, бесправного люда.
Дружба татарского и марийского народов складывалась и скреплялась
веками.

Казань, земля Татарстана, начиная с конца 19-го столетия была кузницей
подготовки марийской национальной интеллигенции. Патриарх марийской
культуры Валирьян Васильев, впоследствии доктор наук, профессор,
организовал на заре ХХ века первый общественно-политический,
литературно-художественный журнал на марийском языке именно в Казани
благодаря братской помощи татарских друзей.

Ему, Валирьяну Васильеву, был хорошо знаком и славный сын татарского
народа Габдулла Тукай. Габдулла Тукай нам вдвойне близок и как
талантливейший поэт, и как земляк целой плеяды наших марийских
литераторов, начавших свою творческую деятельность в Казани тоже в годы
первой русской революции. Перевод творческого наследия Тукая заметно
углубил процесс наших межлитературных связей. Сегодня марийцы читают на
родном языке К.Наджми, М.Джалиля, А.Кутуя, С.Хакима, Ф.Хусни, Х.Туфана
и многих других.

Габдулла Тукай живет в сердцах людей, он одинаково дорог всем
поколениям. Это о таких, как он, людях бессмертных, мой народ мари
сложил песню:

Воды текут — берега остаются,
листья осыпаются — ветки остаются,
птицы улетают — гнезда остаются,
люди уходят — песни остаются.

Лучшие произведения Габдуллы Тукая не только на родном татарском, но и
в переводе на разные языки народов будут передаваться из поколения в
поколение, как крылатые письма.

(Источник: Тукай…: Дөнья халыклары Тукай турында / Төз. Р.Акъегет. – Казан: Татар. кит нәшр., 2006. – 222 б.)


 

От alex009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *