«Среди народов, населяющих восточную часть России, татары-магометане
занимают первое место. Процент грамотности среди них высок даже по
сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил татарин, он
непременно знает начало вероучения, умеет читать и писать по-татарски…

Муллы занимаются обучением детей за самую ничтожную плату или даже
бесплатно… В России трудно указать народ, у которого была бы так
широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного
татарина можно встретить очень редко».

(Я.Д.Коблов, 1908)

«Умственное
развитие шакирдов медресе довольно значительно, и несмотря на всю
односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших
приходских городских школ».

(В.К. Радлов, 1872).

В трудах многих дореволюционных русских авторов подчеркивалась приверженность татар к учебе и знаниям.

«У татар по меньшей мере каждый седьмой
грамотен. В женском поле эта пропорция идет еще выше. Даже мне в самых
укромных уголках приходилось видеть татарок, которые очень порядочно
знают по-персидски и арабски», – писал в 1834 г. выпускник Казанского
университета Никольский.

Приверженность татар к образованности подчеркивает и профессор
К.Ф.Фукс, работавший в Казани долгие годы и всесторонне изучивший жизнь
местного населения. «Татарин, — пишет он, — не умеющий писать и читать,
презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением.
Посему всякий отец старается как можно раньше записать своих детей в
училище, где бы они выучились по крайней мере читать и писать».

То, что грамотность среди татар была довольно высока, были вынуждены
признать и миссионеры. «Сильно же магометанство, — подчеркивается в их
журнале, — прежде всего очень распространенное. Магометане, почти все,
за редкими исключениями очень ценят образование и заботятся о нем».
Причину провала своей деятельности по христианизации татар миссионеры
видели как раз в их высокой грамотности.

Традиционная татарская школа, в особенности медресе, в определенной
степени обеспечивала и довольно высокое умственное развитие своих
питомцев.

(Из книги «Очерки истории татарской общественной мысли», Казань, 2000, С. 146-147)


(Источник: Абузяров Р.А., Туаева З.И. Уральск в судьбе Габдуллы Тукая.
– Уральск: Редакционно–издательский отдел ЗКГУ, 2002. – 128 с.)


От alex009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *