Творчество Тукая относится к активно и глубоко исследованным явлениям татарской литературы. Оно изучено больше в его социально-философских аспектах, по его отношению к восточным, русской и западноевропейским литературам. Однако поэтика его лирики, художественный аспект остаются недостаточно исследованными областями.
Исследование изображения природы в поэзии Тукая способно открыть простор для раскрытия красоты тукаевского стиха, глубины его социально-философского мышления, многогранности восприятия им окружающего мира. Изучение изображения природы в поэзии Г. Тукая обещает быть благодатной в смысле предметного освещения тукаевской эстетики.
Природа – это реальность, истина, но в том значении, в том понимании, в том характере, который раскрывает в ней художник и которые он даёт – высвобождает, вылущивает, освещает. Литература каждого народа уже на ранних стадиях своего развития сделала пейзаж одним из активных средств в художественном отображении мира. С самых первых строк древних поэтов стали зарождаться этические и эстетические позиции писателей по отношению к природе, особенно с тех пор, когда природа стала объектом художественного изображения, а не только символом душевного состояния героев. И первые пейзажные образы наблюдаются у таких поэтов Волжской Булгарии, как Ахмет Ясави, Сулейман Батыргани, Насретдин Рабгузи. Много их в знаменитом “Сказании о Йусуфе” (“Кыйссаи Йосыф”) Кул Гали. Татарская поэзия отражает в себе многофакторную взаимосвязь природы, окружающей среды, татарской национальной культуры и отдельного человека. Поэзия Тукая своими корнями глубоко уходит в традиции национальной культуры. Она обусловлена прежде всего оригинальностью поэтического видения Тукая. У поэта, как утверждает Дж. Валиди мало стихотворений, которые относятся только к пейзажной лирике. Но природа во всей полноте и жизненности, как в древних мифах, естественно входит в структуру его поэтического мира. Габдулла Тукай не мыслит себя вне природы. И такие стихотворения, как “Летняя Заря”, “Весна”, “Поэзия и проза”, “Весна”, “Приход Весны”, “Осень”, “Осенние ветры”, “Буран” и т.д. служат ярким пример всего его творчества. Тукай – певец жизни, красоты. Этому человек может научиться именно у природы.
В Уральский период Тукай мало обращается к пейзажной лирике, но именно здесь зарождается любовь к природе. Особую роль сыграла Ханская роща, где поэт переводил басни И.Крылова. Это излюбленное место Тукая. Реки Урал, Чаган, где в детстве он любил ловить рыбу, прекрасные леса, открытые степи – всё это вдохновляло великого поэта. Неслучайно в стихотворении “Валлахи”, написанное в 1912 году, отдыхая не далеко от Троицка, он пишет о восхищении казахскими степями.
Воздух здесь: намажь на белый хлеб и ешь;
Пенье птиц, до края зелень, валлахи!
Как казахи, кочевые облака
Ищут место встать на небе, валлахи!
Чуть потянет ветерком, как вся трава
По земле волнами ходит, валлахи!
“Валлахи”
Тукай обожает весну, перед его воображением оживает первозданная красота природы, она вызывает удивление и любовь, и поэт демонстрирует возвышенно-романтические чувства.
Пиши, ясней пиши, перо, и пробуждайся ото сна,
Ведь на земле уже давно весна, лучистая весна!
Уже вокруг журчат ручьи весенней искренней поры,
Туман восходит над землёй, восходят синие пары…
“Весна”
От простых и ясных картин природы переходит поэт к сложным социальным вопросам. Стихотворение “Нищий” начинается словами:
Вьюга. Снег валит с деревьев. Воет вьюга день и ночь…
“Нищий”
И затем социальный накал стиха усиливается, как усиливаются вьюга и ветер. Всё построено на контрастах. Холодно, свищет ветер, безжалостно осыпая снегом старого нищего. И тут же – воспоминания о прошлой сытой жизни, которая никогда не вернется.
Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет.
Настораживаешься уже с первой строки. В рубленых фразах предчувствие надвигающегося несчастья. Вторая строка – и ты сражён безграничностью трагедии.
То не ветер: люд голодный в страхе смерти лютой плачет
Перевод П. Радимова
В лирике поэта сильно звучат гражданские мотивы, борьба за социальную справедливость. Природа Тукая овеяна политическим духом. Но при этом диапазон его переживаний остаётся достаточно широким. Скорбь и гнев в сочетании с лирической возвышенностью создают особый поэтический мир, пронизанный светом нравственной чистоты. В стихах Тукая нет отстранённого взгляда на природу, а есть полное отождествление человека с ней. Для поэта пейзаж перестаёт быть декорацией, он обогащается семантически и наделяется рядом важных для создания художественного мира поэта функций.
Оригинальность и тонкость ощущений лирического героя Тукая требует некой объективизации. Погружённый в перипетии своего внутреннего мира, поэт подмечает в мире природном лишь те картины и состояния, которые, как ему кажется, отвечают его настроению. Тем самым наделяя природу функциями и способностями живого существа, Тукай сообщает ей свои душевные переживания. Порой природное и душевное состояние поэта так сливается, что становится невозможным определить, что чему уподобляется. “Отзеркаливание” душевного состояния лирического героя, индивидуума приводит к новому взгляду на поэзию Тукая. Но прежде всего, мы должны всегда помнить о местах, где прошёл Тукай по земле: Уральск (Яицк), Кушлавыч, Училе (Училе), Кырлай, Казань, Нижний Новгород, Гурьев, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург. Можно отчётливо утверждать, что Уральск воспитал из маленького Апуша великого Тукая и подарил его всему миру. Очень радостно признавать, что в Уральске проводится масса мероприятий, посвященных памяти народному поэту Габдулле Тукаю, ибо увековечивание гениальности достойно отрады. Но, сохраняя ценности великого поэта, мы должны беречь и природу, ибо природа подарила нам гения.
Сегодня поэзия Габдуллы Тукая имеет общенациональное, общенародное значение, без дешёвого пафоса, глубоко и ясно запечатлевшая все проблемы человеческого бытия, глубину насущных нравственных проблем, движения души. Именно яркость поэтического мышления, борьба за свободу народа выдвигает поэта как лучшего представителя, гениального поэта и одного из основателей татарской нации. Но несмотря на большое внимание, оказываемое творчеству Габдуллы Тукая, в его наследии остаются неизученные моменты, которые ждут своих исследователей.
Ван Гог. Письма. Л., 1966. – С. 52.
Лаисов Н. Лирика Тукая. Казань: Татар. книж. изд., 1976. – С. 127.
Сафин Мансур. Поэты-“солнцепоклонники” (к системе пейзажных образов в татарской поэзии). // Аргамак. – 1999. – №2. – С.144
Хаким С. Габдулла Тукай. Стихотворения, поэмы и сказки. – Казань: Татар. книж. изд., – 1986. С.12-13.
Галиахметова К.А., аспирант ИЯЛИ АН РТ (Казань)
(Источник: Проблемы формирования евразийского мышления: Сб. мат-лов 5-ой
Междунар. науч.-практ. конф./Под ред Р.А.Абузярова. Уральск, 2008. – 220
с.)