(Вопросы метода и жанра)

 Оглавление >>>

Перелистывая страницы прошлых лет >>>
Художественный метод Тукая-лирика (к становлению творческих принципов поэта) >>>
Сплав реализма и романтизма >>>
Единство и многообразие >>>
Продолжение доброй традиции >>>


Послетукаевский период в татарской литературе — это этап сложной идейно-эстетической борьбы вокруг наследия поэта, но в то же время этап активного и всестороннего изучения и освоения его опыта передовыми представителями национальной поэзии. Психологическая и реалистическая глубина лирики Тукая стала идейно-эстетическим фактором в формировании и развитии татарских поэтов всех поколений.
В дооктябрьской татарской литературе заветы великого Тукая нашли достойное продолжение прежде всего в творчестве поэтов тукаевской школы, выступивших на арену поэзии в начале 10-х годов, особенно в лирике М. Гафури. В очень трудные для татарской литературы годы М. Гафури продолжал петь «о готовности к борьбе, к подвигу во имя радости и счастья на земле», «клялся быть всегда вместе с народом» (Г. Халит. Тукай и его современники, стр. 198, 196).
Идейно-эстетические традиции Тукая после Октября были продолжены в новых условиях.
Грозные исторические события, новая действительность изменили характер и содержание поэзии, создали предпосылки для ее обновления на новой основе. Перед татарской поэзией, как частью молодой советской литературы, с первых же шагов предстали сложнейшие задачи идейно-нравственного и эстетического порядка. Именно в этих условиях усилился интерес к классическим традициям прошлого, прежде всего к художественно-эстетическому опыту демократической литературы начала века. Татарские советские поэты много говорят и пишут в 20-е годы о связях новой литературы с традициями великого Тукая, считают его своим учителем; для них Тукай служит образцом поэта-гражданина, поэта-борца.
Активное и творческое изучение лирического опыта Тукая, достижений его в области лирико-поэтического отображения мира можно видеть в творчестве таких поэтов, как Г. Камал, М. Гафури, Ш. Бабич, Ф. Бурнаш, Н. Исанбет и др. Если, например, «Гафури развивал лирическую линию татарской гражданской поэзии, то Камал внес немалую лепту в ее публицистическое и сатирическое направление»* (* История татарской советской литературы. М., «Наука»,  1965, стр.).
Ведущее место в этом процессе принадлежит творчеству X. Такташа. Именно в поэтических исканиях Такташа мы видим творческое развитие тукаевских традиций в различных линиях, новаторское решение многих вопросов, связанных со спецификой лиризма в новых условиях, с усилением лирико-психологического, индивидуального начала во всех разновидностях поэзии тех лет. Однако активному и всестороннему изучению эстетического опыта Тукая мешали   имеющиеся в   критике и литературоведении 20-х и 30-х годов рапповские тенденции, догмы вульгарного социологизма. Критика предлагала поэтам «заняться только злободневной агитационной поэзией, изгнать из нее лирические начала»; появилось в те годы много стихов, посвященных   актуальным вопросам времени, но «лишенных выразительности, теплоты и    задушевности»,    «страдающих    схематизмом и голой риторикой»* (* Указ. книга, стр. 246.).
Существенным    образом     изменилось   отношение к наследию Тукая к концу 30-х и в   40-е   годы. Высоким образцом творческого освоения традиций поэта в новых условиях явилась довоенная, и особенно фронтовая лирика Ф. Карима и М. Джалиля; в их поэзии, а также в творчестве таких   поэтов,   как X.   Туфан, А.    Файзи, С. Хаким и другие, нашли свое продолжение наиболее характерные   черты   тукаевской  лирики.  «В   военные и послевоенные  годы,— писал  Р.  Башкуров, — восприятие традиций Тукая шло и идет во всей полноте и цельности их лирико-гражданских тенденций… Обогащенные новыми эстетическими качествами, эти традиции стали одним из неотъемлемых условий дальнейшего развития татарской поэзии»    (Сб.    «Габдулла Тукай»,    1968, стр. 52). Татарские поэты учились у Тукая лирико-психологическим приемам изображения внутреннего мира человека эпохи, воспроизведению    душевного    состояния героя в развитии и смене настроений, в борении чувств и т. д.
Плодотворное влияние тукаевской лирики испытали поэты разных поколений: А. Исхак, А. Ерикеев, X. Туфан, С. Хаким, Ш. Маннур, С. Баттал, Н. Даули, Г. Хузиев, М. Садри, Э. Давыдов, 3. Мансур, Ш. Мударрис и другие. В их лучших стихах лирический герой показан как человек глубоких переживаний, человек, анализирующий самого себя и стремящийся разобраться в сложнейших проблемах эпохи. Каждый поэт подходит к опыту Тукая, исходя из особенностей своих творческих интересов, своего почерка. Если, например, С. Хакиму наиболее близки конкретно-реалистическая линия, национально-лирическая струя в поэзии Тукая, А. Исхаку — агитационно-публицистические стихи поэта, то X. Туфана больше привлекает лирико-философская масштабность тукаевских образов. Но каждый из них мог бы сказать словами X. Туфана:

Быть тебе верным сыном, Россия,
Это — знамя жизни моей.
Это — миссия, возложенная твоим Тукаем,
Это — идеал каждого твоего сына*.

(* X.Туфан.  Песни, стихи (на тат. яз.). Казань, 1958, стр. 7.)
(«Эстафета», подстр. перевод)

Некоторые важные стороны проблемы «Тукай и современная татарская поэзия» были выявлены в ходе дискуссии, проведенной на страницах газеты «Социалистик Татарстан» (сентябрь 1965—сентябрь 1966) в связи с 80-летием Г. Тукая и 60-летием М. Джалиля. Со всей определенностью было еще раз подчеркнуто, что в творчестве таких великих поэтов, как Тукай, Такташ, Джалиль, проявляются самые характерные особенности татарского поэтического искусства начала XX века, что традиции их сказываются на всех сторонах творческой деятельности современных татарских поэтов. Продолжение традиций Тукая, как отмечали участники дискуссии,— это прежде всего борьба за народность и реализм, боевую гражданственность и высокую идейность, это стремление достичь вершин поэтического мастерства, не эпигонское, а творческое отношение к традициям своих великих предшественников.
Творческую близость татарских поэтов к Тукаю более конкретно можно ощутить, если сравнить их по частным вопросам художественного творчества   (творческие принципы,  жанровый    облик    произведений,    характер лирического героя, образная система и т. д.). Возьмем, например, традиции Тукая в создании одических стихов. Как уже было сказано, в лирике Тукая жанр оды достиг высшего этапа своего развития и претерпел качественные изменения. Активной формой стала ода и в творчестве   других поэтов — современников и   последователей Тукая. В частности, приемы одического воспевания передовых людей нации были продолжены в стихах молодых поэтов М. Файзи, С.    Сунчалея, Ш.   Бабича, Г. Хариса, Г. Сунгати и др. Яркой традицией стало в их творчестве посвящение одических стихов самому Тукаю. Для воспевания личности Тукая поэты обращаются к традиционно-романтическим образам соловья, солнца, луны, звезды и т. д., широко использованным в одах восточных поэтов. В стихотворении М. Файзи «В честь Габдуллы эфенди Тукаева» (1912), например,   Тукай   называется «соловьем», поющим «в    родном    саду   народа»,    а песни его — «предвестником восхода». По своим художественным качествам не все стихотворения названных поэтов равноценны. Но авторов объединяет одно   чувство, чувство высокого   уважения   к Тукаю,   преклонения перед его   талантом.
Широкое распространение получила ода в татарской советской поэзии. Одические стихи писались на всех этапах ее развития. В годы гражданской войны, например, продолжается призывно-публицистическая, ораторская линия, а также традиция воспевания революционеров, борцов за свободу.
В дальнейшем традиции жанра (как тематика, так и формы ее воплощения) еще более расширяются: татарские поэты создают одические стихи в честь советского человека, людей мирного труда, славят родину, родной край. Все это становится основной темой и в одах татарских поэтов последних десятилетий.
Конечно, одические стихи современных татарских поэтов резко отличаются от традиционных од-касыд. В них, как и у Тукая, само прославление занимает небольшое место. Объект воспевания выступает во многих случаях лишь поводом для раздумий авторов на различные темы. Но подобные произведения отличают возвышенно-патетический тон, торжественность интонации, яркая образность, характерные для одической поэзии вообще.
Действенность тукаевских традиций можно видеть и в лирико-философских стихах современных поэтов, и в их обращении к возвышенно-романтическим формам изображения, и в жанровом оформлении своих произведений и т. д.
Однако следует заметить,   что    современная   татарская поэзия еще недостаточно использует опыт великого Тукая. Одно из самых значительных достижений лирики Тукая — это органическое соединение гражданских и лирико-интимных чувств, слияние их в цельный мир поэтических переживаний; гражданские стихи Тукая лиричны и высоко эмоциональны. В    забвении    этих традиций и заключается   недостаток   многих   стихов   последнего времени; в ‘них много риторики, голых рассуждений на общие темы.    Отдельные   молодые   поэты,   стремясь к «сложности», философичности мысли, идут, как справедливо писал известный татарский поэт С. Хаким, по пути искусственного усложнения стиля. В их   стихотворениях вместо чувства властвует голая мысль, прозаизм; «поэтические строки, детали, образы теряют конкретность и простоту» * (* «Казан утлары», 1968, № 3, стр. 89.).
Своеобразной болезнью стало и увлечение отдельных поэтов стихами-четверостишиями. Стремясь к экономности, лаконичности, они иногда    злоупотребляют это формой, забывая, что    лаконичность стиха проявляется прежде всего в глубине, емкости и значительности мысли. Как заметил Н. Юзиев, много пишется стихов-рубаи на незначительные темы; в них нет «большого философского звучания и глубокой социальной мысли»* (* Н.   Юзиев.  Традицияләр яңарганда, стр. 110-114.).
Освоение в лирике новых тем и проблем должно сопровождаться постоянными поисками и в области поэтических форм, жанров.   Опыт лучших татарских поэтов показывает, какие новые возможности нашли в их творчестве традиции Тукая, насколько сильно влияние его на современный  литературный   процесс.   Поэзия   Тукая  и сейчас остается школой мастерства.


(Источник: Лаисов Н. Лирика Тукая (Вопросы метода и жанра). – Казань: Таткнигоиздат., 1976. – 167 с.).


Оглавление >>>

Перелистывая страницы прошлых лет >>>
Художественный метод Тукая-лирика (к становлению творческих принципов поэта) >>>
Сплав реализма и романтизма >>>
Единство и многообразие >>>
Продолжение доброй традиции >>>

От alex009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *