Габдулла Тукай… Литературный гений, который прожил всего 27 лет, своими яркими и звучными стихами заслужил высокого звания «народный поэт». В чем же причина такого признания?
Габдуллу Тукаева, родившегося 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч под Казанью, сиротство настигло ещё в колыбели: в пятимесячном возрасте он остался без отца, в три года – без матери. Детство будущий поэт провёл, не ведая родительской любви, передаваемый из одних чужих рук в другие, чаще всего в невыносимых условиях в ближайших деревнях Сасна, Училе, Кырлай, а позже в городе Уральске. По сути Тукай на себе испытал состояние человека, родившегося и выросшего в самых тяжелых условиях жизни, что позволило ему во всей полноте изобразить трагическую историю татарского народа, его тяжелое настоящее и туманное будущее.
Г.Тукай свой творческий путь начинает в городе Уральске. Хотя первые произведения молодого поэта, ещё не полностью освободившегося от влияния духа воспитанника медресе (например, стихотворения 1905 года «О свободе», «Несколько слов друзьям», «О единстве»), привлекают общественно-политической направленностью, и поэтическая сила и мысль выражены в них вполне отчетливо, в дальнейшем он, подражая древним татарским книгам, скатывается к дидактико-назидательному тону, слишком щедро осыпая стих словами из других языков.
Если в стихотворениях «Татарским девушкам», «Кого любить?», «Осень», «Поэту», написанных в 1906 году, уже ясно чувствуется зреющий талант тонкого лирика, то в памфлете «Трутням» на передний план выходит острая сатира, социальный настрой. Беспощадно и даже зло, выплескивая и свои личные обиды, он создает сатирические типы «пузатых трутней с маленькими головками», разбогатевших за счет притеснения бедных. Поэт не остается в стороне и от текущей политики. В стихотворении «Государственная Дума» он первым среди российских поэтов развенчал созданный царем парламент, показав его беспомощность и неспособность к решению злободневных проблем. В этом произведении молодой Тукай раскрывается как гражданин, как политик, имеющий право высказываться от имени своей нации.
Тукай с самого начала творческого пути выступает как поэт-трибун, как поэт больших тем и социальных проблем. Ярким тому примером является стихотворный памфлет «Не уйдем» (1907), написанный как ответ некоторым депутатам-шовинистам Госдумы, предложившим татарам переехать в Турцию. Эффектной поэтической находкой Тукая является концовка стихотворения, написанная на русском языке.
Если лучше вам,
Туда сами пожальте, господа!

                                («Не уйдем»)
Бессмертная сказка Тукая «Шурале» (1907) раскрывающая многие черты национального характера – смекалку, трудолюбие, любовь к природе, человечность, – своими корнями восходит к одной из разновидностей народной мифологии. Этот неиссякаемый источник будет опорой для всего его дальнейшего творчества, придавая его стихам народный дух, изящество слога и совершенство языка.
Молодой мастер пера, чувствуя в себе неимоверные творческие силы, готовые выплеснуться наружу, как вулкан, с сердцем, наполненным болью за судьбу родного народа, за его радости и горести, наконец, осенью 1907 года возвращается в места, где прошло его детство, в город Казань, о которой он грезил многие годы и которая всегда снилась ему в его самых сладких снах.
Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.
(«Родной земле», 1907, пер. А.Ахматовой)
Стихотворение «Пара лошадей», описывающее радость встречи с Казанью, представляет собой произведение зрелого мастера слова, в полной мере владеющего глубокими тайнами поэтического искусства. Романтическое описание природы родного края, страстное, призывное звучание этого стихотворения пробудило национальную гордость в сердцах рассеянных по всему миру татар, стало восприниматься как священный призыв к жизни, к единению.
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь деянья дедов наших, здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
(«Пара лошадей», 1907, пер. А.Ахматовой)

Казанский период творчества Тукая (1907-1913) – это многогранное богатое наследие, которое подняло татарскую поэзию до уровня мировой литературы, приведя её развитие к так называемому «золотому периоду», это творчество, выдвинувшее серьезные социальные проблемы, волновавшие народ, изображенные на высокохудожественном уровне.
Поэт, не имеющий ни близких, ни семьи, ни дома, в трудные минуты жизни обращается к своему народу, у него он находит для себя утешение, опору, силу и вдохновение.
Разве мало обид досталось мне, сироте,
Лишь народ мой гладил меня по головке иногда.
(подстрочный перевод)

Тукай, всей душой и телом, всей своей сущностью ощущавший себя сыном татарского народа, пришёл к общечеловеческим проблемам через переживания за интересы нации, за его будущее, через любовь к родному народу. Он не только не стыдился своей принадлежностью к татарской нации, но наоборот, гордился этим, не противопоставляя её к другим народам.
Я пою, хоть жилье мое тесно и старо,
Не боюсь, хоть любимый народ мой – татары.
(«Размышления одного татарского поэта», 1907, пер. Р.Морана)
Тукай ни перед кем не преклонял колени, никогда кривое не называл прямым. Он жил, оправдывая прозвище «Прямолинейный Тукай», данное ему народом. Что касается содержания ёмких, многогранных и высокохудожественных произведений поэта, то в них, в различных жанрах литературы нашли глубокое отражение типичные, прошедшие испытание веками черты народного характера, красота родной природы, очарование татарских женщин. В наследии поэта мы найдем и тонкую лирику, и шутливые мотивы, и высмеивание недостатков, присущих современникам. Все творчество Тукая пронизано, как журчание чистой родниковой воды, тонкой грустью и сердечной теплотой.
В одном из образцов такой поэзии – в стихотворении «Национальные мелодии» (1909) грусть, которая кроется в национальной мелодии, поэт связывает с трагическим прошлым народа. Видимо, разрывающая душу мелодия может возникнуть только в песне о судьбе народа.
Она тревожит сердце. В ней живет
Татар многострадальная душа.
В протяжных звуках – трехсотлетний гнет.
Горька она и все же хороша.
. . . . . . . . .
Да, много тягот испытали мы,
Не сосчитать пролитых нами слез.
Но пламенную верную любовь
Напев свободный сквозь века пронес.

  («Национальные мелодии», 1909, пер. В.Тушновой)
В годы, когда национальный гнет в империи усиливался, в поэзии Тукая появлялись пессимистические нотки. Например, стихотворения «Разбитая надежда» (1910), «Осенние ветры» (1911), «Сожаление» (1912), «Просьба» (1912) пронизаны чувством отчаяния и безнадежности.
Эти стихи Тукая содержат просьбу простить его за собственную политическую мягкотелость, которая зависит не только от него, страдания израненной поэтической души, отчаяние от безнадежности и бесперспективности. Для того чтобы наиболее ощутимо изобразить всю сложность духовного мира, поэт использует прием психологического анализа, активно прибегая к поэтическим символам. В одном из лирических шедевров с глубоким тайным смыслом, стихотворении «Просьба» (1912), использован традиционный для народных песен белый голубь как символ чистоты и душевного равновесия, контрастом которому выступает черный ворон, символ зла и темных сил.
Отняли мою голубку, дали ворона взамен.
«Где ты, чистая, святая?» — так я плакал день за днем.
(«Просьба», 1912, пер. А.Ерикеева)

Дети как надежда на будущее народа всегда были в центре внимания Тукая. В его творчестве как отдельное направление формируется детская литература. Его стихи для детей «Дитя и бабочка», «Работа», «Работе», «Гали и коза», «Забавный ученик» и др., написанные на чистом татарском языке в доступных для детей оттенках, пронизаны стремлением воспитать в детях любовь к родному языку, честность, нравственность, трудолюбие, литературный вкус. Строки его «Колыбельной песни»:
Баю-баю-баю, сын,
В медресе поедет сын,
Все науки превзойдет,
Всех ученей будет сын.
(«Колыбельная песня», 1910, пер. В.Тушновой).

— воспитавшие не одно поколение детей, будут жить, как он сам говорил, «пока жива нация».
В творчестве Тукая развитие татарского литературного языка неразрывно связано с изучением поэтического наследия татарского народа. Самые прекрасные образцы родного языка он находит в творчестве самого народа и в 1910 году своим глубоким и содержательным выступлением перед общественностью на тему «Народная литература» начинает научно-практическое исследование нашего духовного наследия, происхождение некоторых песен («Тефкильские мелодии», «Ашказарские мелодии», «Зятёк» и др.). Тукай связывает с историей народа, с его грустью, дает образцы развития песенного жанра в литературе ( «Водяная» цикл стихов, «Сельские песни», «Леший»). Даже если бы Тукай не написал ни одного произведения, кроме стихотворения «Родной язык» (1910), в котором с безукоризненной точностью переданы красота родного языка, его близость народному духу, его несгибаемая мощь, этого было бы достаточно, чтобы имя поэта навсегда осталось в истории татарской литературы. Это стихотворение в жизни нашего народа стало произведением, которое в самые трудные годы давало нашей нации духовные крылья, согревало лучами надежды, а в 1990-е годы, в период национального подъема, оно приобрело статус национального гимна…

Талгат ГАЛИУЛЛИН, Радик САБИРОВ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант №12-14-16033)

(Источник: intertat.ru)


От alex009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *