rn
rn 
rnНаше внимание к образам времени и пространства в поэзии Г. Тукая объясняется тем, что это основа художественного мира любого автора. Именно пространство и время включают отдельное произведение в общественный, исторический и культурологический контекст всего творчества поэта.
rnИсследователи отличают точечные, плоскостные или объемные виды пространства, исторические, бытовые, биографические, элементарно биологически-возрастные временные типы (1, 303), «пульсирующее время» (4, 264), «сжатое пространство» и «утекающее («утраченное время») (3, 520). Но основным в художественном тексте остается замкнутое пространство и линейное, циклическое (круговое) время.
rnВ континууме поэтического творчества Г. Тукая мы наблюдаем использование различных художественно-эстетических аспектов, среди которых различаются хронотопы (пространство и время) топонимических тем, мифологических традиций, религиозных воззрений и социальных и национальных вопросов.
rnСемантические поля «пространства» и «времени» охватывают все творчество Габдуллы Тукая. В стихах поэта наличествует время биографическое (детство, юность,  зрелость), историческое   (характеристика  смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), календарное (смена времен года), суточное (утро-вечер, день-ночь), которое позволяет представить соотношение прошлого, настоящего и будущего. Категории пространства, времени, движения являются средством выражения конструируемого художественного мира Г. Тукая и навеяны социальными, историческими событиями и идеями, под влиянием которых создавались произведения.
rnМодель времени, выявляемая в текстах Г. Тукая, очень специфична. В его стихах отмечаются разные значения слова время. Это и «эпоха», и «вселенная», и «загробный мир», и некоторые другие. Как правило, с настоящим временем связана отрицательная оценка, грустные, болезненные ассоциации. Время сопряжено с какой-то трудностью, тяжестью («Разбитая надежда» (1910), «Враги» (1912), «Узник» (1906) и др.). А с будущим временем связана надежда на лучшую жизнь, будущее предстает светлым («Надежда» (1908), «К свободе» (1908), «Колебания и сомнения» (1909) и др.).
rnВ творчестве Г. Тукая отмечается довольно редкий феномен «остановленного времени». Например, в произведении «Летняя заря (1910)» величаво, победно и в то же время очень тихо восходит алая заря, словно медленным восхождением хочет подчеркнуть свою значимость. Далее, взгрустнув, переживая, лениво садится белая луна. Озёра также оживляются, они, наконец-то дождавшись дня, засветились зеркалами, маня своим волшебством. Улыбаются цветы и травы, притом не просто улыбаются, а смеются и радуются восходящему дню. И щебечут соловьи, заливаясь одическими песнями, словно проливной дождик. Нетрудно догадаться, о чём они поют: о красе летнего дня, о прелести природы. В то же время, словно лебеди, застыли в синем небе облака. Спрашивается, зачем? А чтобы сверху, так виднее, поглядеть на природную утреннюю красу. Сравнение облаков с лебедями придаёт этому образу воздушность, лёгкость и чувство полёта. Г. Тукай не ограничивает пространство. Всё это происходит в один миг, в короткий временной отрезок восхождения зари. И потому поэт просит остановить время и успеть запечатлеть в своей памяти это прекрасное мгновение (2, 119).
rnКруговое (концентрическое) построение одновременно означает и наличие границы, и круговое (сферическое) построение определенного пространства. Такая картина мира несет в себе информацию о его модели, которая отражена и исходит из религиозных воззрений (ислама). Пространство и время в поэзии Г. Тукая проходят и через религиозно-онтологические коннотации, мотивы. В качестве лейтмотивов выделяются темы жизни и смерти, подчеркивается метафизический аспект в изображении природы. Поэт начинает ощущать ход времени. Ислам играет огромную роль в становлении личности поэта.
rnОдна из важных черт пространственного видения Г. Тукая — это ориентация «верх-вниз». Вертикаль (небо, горы и т. п.), представляющая собой путь к Богу, и горизонталь (равнина, море, лес и т. п.), через которую поэт ищет путь к прогрессу или другим общественным идеалам.
rnВ произведениях Г.Тукая пространство состоит из двух ипостасей: мира, эмпирически данного, реального и мира таинственного, сказочного. Посредством контрастного построения бытия поэт изображает противостояние реального и мифологически вымышленного. В художественном пространстве явно выделяются несколько топосов (Кырлай, Казан, Чабаксар, Спас, Тэтеш, Мамадыш, Кабан, Чар, Малмыж и др.). Разнообразный корпус пространственной топонимии позволяет воспринимать героя включенным в различные пространства: реально заданные («Пара лошадей» (1907), «Казань» (1912) и др.) и мифические («Шура-ле» (1908), «Су анасы» (1908) и др.).
rnВ творчестве Габдуллы Тукая отражена и тема цикличного календарного обновления природы (календарного времени). Надо заметить, что сезонная дифференциация пейзажей играет значительную роль в поэзии. С каждым временем года сопряжен особый комплекс изобразительных средств (антропоморфизация, персонификация, метафоризация и др.) В поэтическом творчестве Г. Тукая активно представлены все времена года: зима, лето, осень, весна. Но в хронологическом отношении поэт больше ориентирует своё внимание на осенние и весенние мотивы.
rnХудожественные пространство и время обладают изобразительными возможностями ввиду их знаковой, пластической, символической природы и выражают определённый смысл (1, 398). В поэзии Г. Тукая просматривается удивительное умение видеть время в пространстве («Вчера и сегодня» (1910). Прослеживая короткий «круговорот времени», Г. Тукай подмечает и поэтизирует изменения в природе и в самом себе за одни сутки. Если вчера день был унылым, некрасивым, то сегодня он прекрасен. Романтическое двое-мирие, происходящее в одни сутки, показывает тоску автора по чистой духовности.
rnУ Г. Тукая раскрывается способность охватывать взором огромные пространства (по выражению Д. С. Лихачёва, «ландшафтное зрение»). Разомкнутость, открытость, освящённость, движение пространства вселяют оптимистические чувства, рассеивают сомнения в произведениях поэта («Валлахи» (1912) и др.).
rnПространственная картина мира Г. Тукая более значима. Габдулла Тукай создает и некое, условно говоря, национальное пространство. При этом призывает обратить внимание и на другие нации, на их национальные проблемы («Одно слово друзьям» (1905). Пространство и время включают в себя комплекс проблем, связанных с жизнью татарского народа.
rnОбращаясь к будущему или современности, поэт естественно не придерживается определенных пространственно-временных законов. Поэт актуален и на сегодняшний день, он отчасти дает решение как нравственных, национальных проблем, так и социальных. События, происходившие в начале прошлого века воспринимаются одновременно и в настоящем, что создает эффект вневременное™. Почти в каждом произведении присутствует посыл, обращение к читателю. Духовное наполнение художественного пространства, осуществляется благодаря глубинному синтезу миро-видения Г. Тукая.
rnТаким образом, литературные произведения Г. Тукая пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Г. Тукай, как поэт-художник-реалист, изображает широкое художественное полотно как объективированное пространство. За счет чего перед читателями предстают границы понимания всего крупномасштабного тюркского мира.rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М.Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 303-306.
rn2.    Габбасова К.А. Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая: монография / К. А. Габбасова. — Казань: Институт истории АН РТ, 2010. — 132 с.
rn3.    Ирза Н. Д. Хронотоп // Культурология. XX век: словарь / Сост., гл. ред. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 518-520.
rn4.    Степанов Ю. Концепт // Константы: словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. / Ю. Степнов. — М.: Академический Проект, 2001. — С. 43-83.
rn 
rn
rn

rn

rnrn (Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни rnбагланышлар//Г.Тукай тууына 125 ел тулуга багышланган халыкара rnфәнни-гамәли конференция материаллары. — Казан, 2011) rn

rn


rn

rn rn

rn

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган