img_9776

Урок литературного чтения на родном (русском) языке в 3 классе.

Тема: Поэтические произведения о весне. Г. Тукай «Слово к зиме»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением татарского поэта о переходе одного времени года в другое.

Задачи:

— содействовать развитию навыка грамотного чтения,

— формированию умения выражать своё отношение к прочитанному;

— развитию воображения;

Осваиваемые УУД:

Личностные: сформированность чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордости за них, осознание этнической принадлежности;

мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные: умение принять и сохранить познавательную цель;

умение оценить причину успеха/неуспеха с позиции понимания границ своих возможностей;

Познавательные УУД: умение найти информацию в тексте, изложенную в явном виде; умение использовать знания, соответствующие требованиям программы, для выдвижения гипотез или критической оценки текста;

Коммуникативные УУД: умение свободно строить речевые конструкции в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные УУД: читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное; использовать в речи литературоведческие понятия.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные: научатся принимать и сохранять познавательную цель;

научатся оценивать причину успеха/неуспеха с позиции понимания границ своих возможностей;

Познавательные: научатся находить информацию в тексте, изложенную в явном виде; использовать знания, соответствующие требованиям программы, для выдвижения гипотез или критической оценки текста;

Коммуникативные УУД: научатся свободно строить речевые конструкции в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные УУД: научатся читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника, использовать в речи литературоведческие понятия;

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы:

Основные : Текст стихотворения

Дополнительные: мультимедийный проектор, репродукции картины А.К.Саврасова «Оттепель»( «Ранняя весна»), аудиозапись А.Вивальди «Времена года .Весна», тематические иллюстрации.

Организация пространства (форма работы): фронтальная, дифференцированная, парная, групповая

Ход урока.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнение других.

(Ученики читают с доски)

— Ребята, давайте , поговорим о красоте.

— Как вы думаете, что такое красота и что мы можем назвать красивым? Обсудите в паре.(Ученики обсуждают. Примерные ответы: одежда, дом, машина, цветы, человек, природа,…)

— Вы назвали природу. Какими словами можете описать красоту природы? Работая в паре, опишите времена года, называя их главные признаки. (Ученики работают в паре)

II. Открытие новых знаний.

1.Работа до чтения текста.

— Ребята, послушайте загадку и по признакам отгадайте, о каком времени года говорится?

Кончилось время Снега и льда. Берег реки Затопляет вода.

День удлиняется, Ночь убывает. Как это время, Скажи, называют?

(Весна)

— Да ,красивое время весна! Не зря о ней так много произведений. Сегодня на уроке мы с вами будем читать об этом прекрасном времени года.

— А чему мы научимся на уроке?( Выразительно и правильно читать, слушать, следить, отвечать на вопросы)

— Да ребята, вы правильно определили цель урока. А ещё мы познакомимся с новым произведением известного поэта, будем исследовать, какие поэтические приёмы использовал автор в этом стихотворении.

(Открываю портрет поэта.)

— Вы узнали этого поэта? Кто знает, как его зовут?

— Да, ребята, это великий татарский поэт Габдулла Тукай. А почему великий?

(Ответы детей)

— Что вы знаете о поэте? (Ответы детей)

— Детство Г. Тукая было очень тяжелым. Он рано лишился родителей и долгое время скитался по родным людям. Любопытный от природы, мальчик подмечал все самое интересное и необычной, запоминал услышанные сказки и легенды. Став взрослым, Г.Тукай начал сочинять стихи, сказки. Он много учился, знакомился с древней восточной литературой, с лучшими произведениями русских поэтов и писателей. У него много произведений. А сегодня мы будем изучать стихотворение «Слово к зиме».

— Ребята, наша тема поэтические произведения о весне, но в названии стихотворения почему- то упоминается зима. Как вы думаете, о чем же говорится в стихотворении? Какая картина больше подходит к стихотворению? (затруднение)

— Выбирайте, пожалуйста, картину и положите перед собой.

— Это моё любимое стихотворение, я вам его прочитаю наизусть, а вы внимательно послушайте и попробуйте представить картину. Ну и наши предположения проверим.

-Декламирую.

Слово к зиме (Пер. А.Ахматовой)

Сгинь, мороз белобородый! Видишь, прямо с горки той Катится весна-царица к нам в коляске золотой!

Торопись исчезнуть, старый, убегай же поскорей! Не видать тебе пощады от владычицы полей.

У царицы нет оружья, но зато её полки Пестрокрылы, и несметны, и летучи: мотыльки!

— Какое настроение в этом стихотворении? Почему вы так считаете? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?

— Ребята, мы правильно предполагали? Кто является главными героями стихотворения?

— А картинки наши правильно выбраны? Они подходят для оформления стихотворения?

— Вот у нас большая книга. В ней стихи и сказки Г.Тукая. Давайте откроем первую страницу.

— В книге использованы вот такие иллюстрации. (Показываю книгу, ставлю на выставку) В этой книге мы найдём загадку, которую я вам загадала. Это тоже произведение Г.Тукая.

2. Работа с текстом во время чтения

-На ваших партах лежат зелёные листочки с этим прекрасным стихотворением, возьмите и прочитайте произведение.

— О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

— Какими нам представляются зима и весна?

— Что делает их «живыми»?

— Как называется этот литературный приём? (олицетворение) Давайте прочитаем ,что оно означает. Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. (Читаем с доски о приёме.)

— А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

— Назовите главных героев стихотворения. (Весна и мороз белобородый)

— Кого автор называет морозом белобородым?

— Как автор относится к зиме? Прочитайте, как автор обращается к зиме?

— Как понимаете слово сгинь?

— Замените это слово синонимом.( Уйди, отвали, отстань, исчезни, вон отсюда)

— А почему автор использовал слово сгинь? Можем ли эти глаголы использовать по отношению к нашим одноклассникам и близким людям? Почему? (Ответы детей)

— Как автор называет весну? (Весна-царица)

— О какой золотой коляске говорит автор?(Это солнце.)

— Читаем вторую строфу.

— Как понимаете слово владычица?(богородица, хозяйка, царица, повелительница, властительница)

— Кого он называет владычицей полей?

— Объясните слово несметный. (многочисленный, бесчисленный, бессчетный) Проверка по словарю С. И. Ожегова

— Кто защищает Царицу? (Мотыльки)

Работа над выразительностью.

— Какой интонацией читаем первую строфу ? (Требовательно, строго.)

— Какую интонацию выбрать для второй строфы? (Угрожающую. И спокойным голосом прочитаем последнюю строчку.)

— Как вы думаете, к какому месяцу зимы обращается поэт? (Февраль)

— Назовите месяц который автор назвал владычицей полей? (Март)

— Ребята, давайте, ещё раз выразительно прочитаем стихотворение и попробуем представить, один день марта.(Читает ученик)

-Ещё раз читаем в парах. Оцените работу своего соседа. Покажите оценки смайликами.

3. Работа с текстом после чтения.

— Именно этот день изображен на картине А.К.Саврасова «Оттепель». А еще эту картину называют «Ранняя весна» (Открываю картину.)

— Ребята, назовите по порядку весенние месяцы.(Март, апрель, май)

— А вы не поинтересовались этимологией этих слов? Как появились эти названия? (Выступают подготовленные ученики)

Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) — с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам оно занесено из Византии.

Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге — березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор — побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник — в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами — апрелем и маем — составляет так называемое «пролетье».

Апрель — Брезень, цветень, снегогон (апрель) — априлий — (латинское слово, от глагола aperire- открывать), оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон — ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще — цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

Травник (май) — латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время — буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.

Физкульминутка.

У друга мягкая и теплая ладошка

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо ,когда мы вместе рядом.

Не ссорится, не драться нам не надо!

— А сейчас, закройте ваши глаза и сюрприз, ещё одно очень интересное стихотворение любимого русского поэта. (Аудиозапись Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»)

— Узнали произведение? Может кто -нибудь нам прочитает стихотворение наизусть?

— Ребята, если бы вы были редактором, вы смогли бы поместить эти два стихотворения в один раздел журнала? А что их объединяет?

— Поэт показал два образа — два настроения.

— Такое яркое противопоставление — называется контрастом. Контраст — это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.

— Мне кажется, музыка А. Вивальди дополняет содержание этих стихотворений. (А. Вивальди. «Времена года. Весна»)

— Услышали звуки марта? А сейчас загляните под стол. Под вашими столами прикреплены конверты, достаньте их. В одном конверте задания для группы, остальные конверты пустые. У кого окажется конверт с заданием, тот и отвечает от группы. Задание можно выбрать. (Дифференцированные задания)

1.а) Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.)

б) Дополнить текст пропущенными словами.

Март ________месяц года. Это _____________месяц весны. В марте всего _____ день. Автор называет весну_____________. В старину на Руси март называли____________________.

2. а) Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне, используя следующие слова: игристая, веселая, нежная, мокрая.

б) Составить синквейн о весне.

3. а )Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его.

б) Напишите глаголы, обозначающие действия весны и действия зимы.

Проверка заданий. Самопроверка письменных заданий с доски.

III. Итог урока и рефлексия.

— С каким произведением познакомились?

— Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?

— А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?

— Назовите какие приёмы, использованы автором.

— Какое настроение у вас возникло на уроке?

— За что могли бы себя похвалить?

— Понравился ли вам урок?

А теперь используя фразеологизмы, оцените свои знания по шкале успешности.

Кто считает,что он «Ни в зуб ногой», поставьте крестик внизу

«Каша в голове»- в середине

«Светлая голова»-наверху.

У кого «Светлая голова»,поднимите руки. Молодцы!

Домашнее задание из предложенных можете выбрать сами.

1) Выучить 1 стихотворение Г.Тукая

2) Составить список стихотворений Г.Тукая

3) Сочинить стихотворение о весне

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган