rnИмя и творчество великого татарского поэта Габдуллы Тукая широко известно среди народа мари. Основоположник и классик марийской литературы С. Чавайн еще во время учебы в Казанской учительской семинарии в 1904-1908 годах знакомится с отдельными поэтическими произведениями Г. Тукая.
rnВ декабре 1905 года в Казани, любимом городе Г. Тукая, где он жил и создавал бессмертные поэтические произведения, в душе марийского юноши зажегся огонь творчества. Семнадцатилетним молодым автором написано одно из первых поэтических произведений «Роща», которое стало жемчужиной марийской пейзажной лирики и обогатило финно-угорскую литературу. Широко известное стихотворение С. Чавайна впоследствии переведено на 45 языков народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Произведение марийского поэта на татарский язык переведено Р. Мингалимом. В нем роща выступает образом-символом красоты родной природы. С. Чавайн пишет о необходимости бережного отношения к ней, приумножении ее богатства.
rnПоэты двух соседних народов Г. Тукай и С. Чавайн, с детства проявлявшие живой интерес к устно-поэтическим произведениям, при создании своих произведений широко используют сюжеты народных сказок, рассказов. Г. Тукай обогащает татарскую литературу поэмами «Шурале» (1907), «Водяная» (1908), «Сказка о Козе и Баране» (1909). Поэтом воспета чарующая красота родной природы, доброта и мудрость крестьян, их борьба со злом и обманом.
rnС. Чавайн, как и Г. Тукай, в старинной сказке «Ведьма» (1908), написанной стихами, выступил против зависти и обмана людей, душевной черствости их. Произведение писателя сыграло большую роль в обогащении марийской поэзии новыми художественными средствами и развитии стихосложения.
rnВ поэзии Г. Тукая и С. Чавайна красной нитью проходит тема просвещения народа, воспевается знание. Стихотворение «Книга» (1909), нетленные страницы книги исцеляют, радуют душу людей, помогают им жить (2, 7). В другом стихотворении «В саду знаний» (1905) поэт обращается к родному народу, призывает «вступить на прогресса мудрый путь» (2, 7). Г. Тукай прославляет силу знаний. Он пишет, что «только знанья правят миром, а не правят дети тьмы» (2, 7).
rnТатарский поэт выступил певцом родного языка. Одно из широко известных стихотворений, написанных в 1909 году, так и называется. Г. Тукай родной язык считает великим богатством народа, драгоценным духовным наследием.
rnМарийскими поэтами также созданы стихи о силе, красоте родного языка. Просветителем и ученым В. Васильевым    написано    стихотворение   «Родной язык» (1910). В нем говорится о роли родного языка в жизни людей.
rnПросветительскими идеями проникнуты и стихи С. Чавайна. Одно из своих стихотворений он назвал «Знание — сильнее бога» (1908). Автор прославляет знания, необходимость их в жизни людей. Поэт завершает стихотворение поэтическими строками, проникнутыми глубоким смыслом.
rnТак-то, друг, учись-ка много,
rnТвердо помни наперед:
rnЗнание — сильнее бога,
rnИ к добру оно ведет!
rn(3, 33; пер. А. Мосунова)
rnДругое стихотворение С. Чавайна «Книга» (1909) насыщено большим содержанием, раскрывающим могучую роль знаний в жизни людей, в духовном обновлении, росте. Поэтические строки стихотворения звучат величаво, как песня о книге.
rnКнига! Книга! Ты сильна.
rnСвета мудрости полна.
rnДоброй силою своей
rnВозвышаешь ты людей.
rn(3, 44; пер. А. Мосунова)
rnОдин из первых марийских поэтов М. Герасимов-Микай, всю свою жизнь посвятивший обучению детей, под творческим влиянием классиков русской литературы и татарского поэта Г. Тукая создал ряд стихов-раздумий о жизни, о судьбе человека.
rnМарийская поэзия обогатилась переводами стихотворений Г. Тукая на родной язык. Поэты М. Казаков, И. Осмин, М. Майн, А. Ток и другие познакомили марийских читателей с поэзией великого татарского певца.
rnАнализу творчества Г. Тукая посвящены и труды марийских литературоведов. К.Васиным, хорошо знавшим произведения татарских писателей, написан интересный труд «Тукай и марийская поэзия». Исследование опубликовано в книге «Г. Тукай» (2, 143—155). Живой интерес вызывает также статья К. Васина «Татарский дневник: Записи участника Недели марийской литературы и искусства в Казани» (1, 86-103).
rnИтак, поэзия Габуллы Тукая, классика татарской литературы, оказала творческое влияние и на развитие марийской поэзии, обогащение ее новыми произведениями, поиск новых художественных средств.
rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Васин К. Татарский дневник: Записи участника Недели марийской литературы и искусства в Казани // След на земле: Очерки. — Йошкар-Ола: Марийское книжное из-во, 1964. — С. 86-103.
rn2.    Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. — С. 7; Тукай Г. — Казань, 1968. — С. 143-155.
rn3.    Чавайн С. Я песни новые пою: Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во. — С. 33-44.
rn
rn

rn

rn (Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни rnбагланышлар//Г.Тукай тууына 125 ел тулуга багышланган халыкара rnфәнни-гамәли конференция материаллары. — Казан, 2011) rn

rn


rn

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган