rn

rnТворческое наследие Тукая составляет гордость татарского народа, его имя навеки связано с прошлым, настоящим и будущим национальнои культуры. Он сыграл поистине выдающуюся роль в развитии культуры и литературы всех тюркоязычных народов нашей страны в первом десятилетии XX столетия. Уже при своей короткой жизни он снискал громкую славу среди всех тюрков России.
rnНа протяжении десятилетии многие писатели и поэты тюркоязычных народов проходили литературную школу Тукая, учились у него художественному мастерству. Башкир Сайфи Кудаш, киргизы Ишангали Арабаев и Касым Тнистанов, таджики Садриддин Айни и Рахим Заде, казахи Султан-Махмут Торайгыров, Беимбет Майлини Сабит Дунентаев, узбеки Абдулла Кадири, Фитрат и Шулпан, туркмен Берды Кербабаев и многие другие свои первые шаги на литературном поприще совершили под благотворным влиянием Габдуллы Тукая.
rnТукай является основоположником новой, реали-стической, демократической поэзии татарского народа. Как последовательный поборник лучших национальных традиций, поэт обратился к чистым источникам национальнои литературы, к языку народа, ко всему, что выражало его национальный характер.
rnТукай — поэт, публицист, критик, литературный и общественный деятель широкого масштаба. Не случайно сам Тукай утверждал, что он не только «чистый поэт», но и политик, общественный деятель. Поэтому творчество татарских поэтов невидимыми нитями связано с его наследием, составившим целую эпоху в национальнои литературе. Поэзия Тукая предстала как немеркнущий символ высоких патриотических убеж-дений татарского народа.
rnВ применении к конкретным авторам традиций Тукая трансформировались по-разному. Каждый поэт подходил к опыту своего предшественника, исходя из особенности своего творческого почерка. Но как бы ни различны были творческие индивидуальности татарских поэтов, идейно-эстетической основой сближения их в русле живых традиций Тукая служит беззаветная любовь к родине, народу, активное участие в борьбе за их счастливое будущее. Именно этими чувствами было продиктовано стихотворение Тукая «Не уйдем!».
rnЗдесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час,
rnВот с этой русскою землей сама судьба связала нас.
rnПрочь, твари низкие, не вам, не вам смутить мечты святые:
rnК единой цели мы идем, свободной мы хотим России.
rn(пер. С. Липкина).
rnВпервые с такой гражданской прямотой и поэтической силой прозвучала мысль о естественном праве татарского народа на землю отцов, на собственную историю. Тукай стал в татарской литературе родоначальником лирико-философской поэзии, воплотившей в себе глубокие раздумья в судьбе родины, народа, человека.
rn«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Кому не известны әти бессмертные не-красовские строки, которые одновременно разводят по разные стороны и сливают в одно целое такие высокие категории, как «поэт» и «гражданин».
rnТукай первым с болыхтой поэтической силой провозгласил мысль о праве родного народа на землю отцов, на прогрессивное развитие. Для национальных поэтов его произведения стали художественной нор-мой, образцом для подражания. И поэтому неслучайно лучшие произведения татарской литературы ежегодно отмечаются в республике почетной премией — премией имени Габдуллы Тукая.
rnЧеловечеству известны имена тех выдающихся лич-ностей, которые стали и поэтами, и гражданами, пат-риотами. К их числу относится и Роберт Миннуллин, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, плодотворно сочетающий творчество с государственной и общественной деятельностью. Присутствие в центре политической жизни, возможность наблюдать дыхание эпохи в качестве политического деятеля расширили горизонты его творчества. Он убежден в том, что поэт должен нести груз ответственности за всю страну и только под такой нагрузкой могут родиться настоящие произведения высокого искусства, как под тяжестью гор из глубоких недр с силой пробиваются чистые родники. Народный поэт верен этому своему убеждению на протяжении более четырехдесятилетий. За это время изменились общественная система, идеологические ориентиры. Изучение их отображения в творчестве поэта, то есть отношение Р. Миннуллина к переломам эпохи определяет его гражданскую позицию. И образное выражение этого является одной из актуальных проблем татарского литературоведения.
rnМногогранное творчество Р. Миннуллина имеет глубокие национальные корни: оно тесно связано с традициями Тукая, традициями устного народного творчества и татарской национальной литературы прошлых веков, а также богатейшими традициями литературы Востока. Произведения поэта, пришедшего в литературу в так называемый период возрождения — в 70-ые годы прошлого столетия, и сегодня не теряют своей актуальности. В его творчестве отражаются морально-этические, социально-философские поиски, свойственные татарской интеллигенции, взгляды-суждения о событиях времени.
rnДетская поэзия Тукая и Р. Миннуллина имеет исключительную педагогическую ценность. Особое место они отводит воспитанию у детей патриотизма и чувства глубокого уважения к человеческой личности. Патриотические чувства неразрывны с любовью к родному краю и человеку. В произведениях, написанных для детей и юношества, Р. Миннуллин с болыпой сердечностью и теплотой отзывается обо всем, что связывает человека с его родиной. Любовь к творчеству Тукая вывела его на большую дорогу поэзии.
rnОн пел и в зной, и в стужу
rnЛишь совести в угоду,
rnИ певческую душу
rnОставил он народу.
rnГорит, наверно, в каждом
rnЕго души частица —
rnТак и в меня однажды
rnВошли его страницы.
rnКак я, он столько прожил —
rnНемного ведь, признаться,
rnНо лет хватило все же,
rnЧтоб на века остаться!
rn(«В возрасте Тукая»; пер. А. Лаврина)
rnТукаевский идеал поэта близок и последующему поколению. Отражая жизнь народа, Роберт Миннуллин верен заповедям народного трибуна, его боевой и мужественной поэзии.
rnМножество нитей связывает поэта с обществом. Многими явлениями-обстоятельствами общества дорожит он, но в то же время есть такие стороны и моменты, которые ему явно не по душе и которые, по его мнению, необходимо изменить, Талантливый человек защищает интересы конкретной нации, прослойки, группы. Мы называем это гражданственностью поэта. Он неравнодушен к тому обществу, частичкой которого он сам является. Судьба народа — его личная судьба. Роберт Миннуллин стремится жить забо-тами и интересами своего народа, своего времени. Это стремление, в первую очередь, отражается в лирико-интимной тематике, а вслед затем поэт ориентируется на естественное, жизненное изображение тем общественно-политического характера. Они занимают основное место в его творчестве. «Глубокая печаль-забота Р. Миннуллина — его родной народ, борющийся за жизнь, основной мотив, беспокоящий его душу — судьба татар», — писал Н. Хисамов о творчестве поэта (1, 5; пер. наш).
rnР. Миннуллин разносторонне переживает этот мотив, отражает его в разных контекстах. Он слышит и слова уважения к своему народу, и враждебный гул, на что не может не ответить острым словом. Автор стремится всесторонне понять и познать особенности житья-бытья и судьбы своего народа. Долг перед отечеством, политические перипетии, любовь к родине и т. д. — все это отражается в лирике Р. Миннуллина.
rnВ стихотворении «Не тревожься, Родина моя!» присутствуют мотивы долга перед родиной, защиты отечества и его безопасности:
rnДавно уже
rnНочь,
rnХоть чуточку
rnОтдохни,
rnРодина моя!
rnТы не тревожься —
rnКогда ты отдыхаешь ночью
rnТвои солдаты всегда бдят,
rnТвои солдаты стоят на страже.
rn(«Не тревожься, родина моя!»)
rnКак видно из первой строфы, солдаты исполняют свой долг перед родиной. Они с оружием в руках за-щищают отечество от врагов.
rnВо второй строфе говорится об отваге народа. Эта строфа о том, что мир и покой родины стерегут влюб-ленные. По мнению поэта, влюбленные обеспечивают жизнь страны.
rnВ третьей строфе речь идет о том, как поэты исполняют свой долг перед родиной. Они изображаются как хранители нравственной чистоты, духовной це-лостности отечества. В этой строфе говорится о том, что родину и наш народ ждут великие дела. Р. Миннуллин одушевляет родину, делает ее предметом обра-щения, разговаривает с ней. В этом стихотворении тесно переплетаются чувства гордости и ответственности. Лирический герой в данном случае — это сам поэт, который гордится доблестным, сильным, тру-долюбивым народом, солдатами — защитниками отечества, и сам чувствует ответственность перед родиной.
rnКак отметил Ф. Урманче, Р. Миннуллин в некоторые свой стихи включает мотив «судьба родины — судьба мужчины». «Проходят года. Наряду со сложными процессами, идущими в стране, и в душе поэта происходят перемены. Но народных поэтов родит одна особенность, идущая из творчества поэтов-импровизаторов чиченов, т. е. убеждение в том, что судьба родины — судьба мужчины» (1, 115).
rn«Поэтик әсәрләрнең бер бәйләнешен татарның бәйсезлеге, киләчәге, язмышы, үткәне өчен сызлану берләштерә, милли эчтәлек калку бирелә» — пишет Н. Юсупова (2, 429). Эту тему, конечно не не мог обойти и Р. Миннуллин. В его лирике есть стихотворения, отражающие историю татарского народа, представление о его будущем. Одно из них — «Надежда татар».
rnТатарский народ живет надеждой, надежда дает ему веру в будущее. Этой надежде уже много веков, поэтому татары относительно благополучно выходили из тяжелых и сложных ситуаций, поэтому и выжили.
rnВ этом стихотворении Р.Миннуллин вновь и вновь возвращается к прошлому татарского народа:
rnЧерез рабство, ошибки, обман
rnОбрывалась и срасталась,
rnОбрывалась и срасталась
rnНадежда татар.
rn(«Надежда татарина»)
rnТребование свободы на площадях он называет созреванием надежд. По нашему мнению, поэт в этих строчках подчеркивает необходимость борьбы за свободу. Последние строфы пронизаны духом оптимизма, верой в светлое, свободное будущее:
rnПоследняя надежда татарина
rnНе оборвется, не оборвана.
rn rnОна вечная надежда —
rnПока не осознанная нами.
rnОна спрятана глубоко в наши души.
rnХранится она для Главного дня татарина.
rnНет, не без надежды татарин —
rnНадежды вспыхивают.
rnЕсли оборвется последняя надежда,
rnОстается лишь умереть.
rn(«Надежда татарина»)
rnВ этих строчках надежда понимается в значении независимости. Мы понимаем, что последний день — это и есть приход свободы. Последний, потому что поэт надеется на то, что татары, завоевавшие свободу, оставят ее себе, и независимость, которую они ждали зеками, останется с ними на всю жизнь.
rnТаким образом, в основе стихотворения «Надежда татар» лежат мотивы борьбы за независимость народа, зеками находившегося под гнетом:
rnВ поэме-кличе «Татары мои!..» («Татарларым!..») автор, обращаясь к татарскому народу, напоминает о славном прошлом нации, задумывается о сегодняшнем дне и будущем народа, призывает к национальному единству каждого, кто считает себя татарином.
rnПоэма Р. Миннуллина — духовная и историческая летопись нации. Тонкое чутье, свойственные только поэтам, помогает автору выступать здесь в известном смысле направляющим татарского сообщества, хранителем его традиций, быта. Велика ответственность поэта перед эпохой. Его самые добрые стремления — служить своей родине, своему народу. Это означает, что и все творчество состоит из претворения в жизнь этих стремлений.
rnШирота и величие творчества, взаимоотношения поэта с народом определяется только одним — отражением в поэзии жизни народа, что и является главным источником творчества Роберта Миннуллина. Поэт в своих стихах часто обращается к общественным событиям и политическим вопросам. Он отражает жизнь простого народа, полунищей интеллигенции, выражает свое отношение к войнам, политическим событиям, указывает на факторы, способные уничтожить нацию, человечество. Его стихи на эти темы проникнуты драматическим, а в иных случаях и трагическим духом. В них Р. Миннуллин часто обращается к сатире и юмору. Его волнует проблема современной морали, тендении превращения сегодняшней безнравственности в трагедию нации.
rnТворчески используя бессмертные традиции Г. Тукая, Р. Миннуллин все больше становится признан как поэт-гражданин, поэт-патриот. Это находит отражение в каждом его стихотворении. Принципы его творчества основываются на гражданской позиции, и собственных убеждениях. Высокогуманные цели придают его творчеству вдохновение и неиссякаемую силу. Верность своим принципам обеспечивает развитие творчества Р. Миннуллина, дает возможность завоевывать все новые и новые литературно-эстетические вершины.rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Урманче Ф. И. Роберт Миңнуллин: шигьри осталык серлере / Ф. И. Урманче; кереш суз авторы Н. Хисамов. — Казан: Мәгариф, 2005. — 335 б.
rn2.    Иосыпова Н. Соңгы елларда татар поэзиясе // Хэзерге татар әдәбияты / Төзүчеләр Г. Р. Закирова, Л. А. Гыйззәтуллина. — Казан: Мәгариф, 2008. — 455 б.
rn3.    Миннуллин Р. М. «Татарларым!..» // Мэдени жомга.-2010.-№30.
rn4.    Миңнуллин Р. М. Әсәрләр: җиде томда / Р.М. Миңнуллин. — Казан: Татар, кит. нәшр., 2007. — 1 т.
rn5.    Миннуллин Р. М. Ещё не вечер…: стихи / Роберт Миннуллин; предисл. Р. Мустафина; перевод с тат. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2008. — 542 с.rn
rn

rn

rn
rn(Истояник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган