rnВсе дальше и дальше уходит от нас эпоха великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Но интерес к биографии и уникальному творчеству поэта не уменьшается. Некоторые малоизученные страницы жизни Тукая требуют особого внимания со стороны исследователей. За свою жизнь поэт встречался со множеством людей. С некоторыми он общался практически всю свою сознательную жизнь, с другими были только короткие встречи. К последним относятся отец и сын Максутовы, жившие в Санкт-Петербурге.
rnЗнакомство состоялось во время посещения Тукаем столицы в апреле 1912 г. Как известно, поэт остановился у известного религиозного деятеля, реформатора, муллы столичной мечети Мусы Бигиева. Тогда на встречу с Тукаем пришел один из уважаемых и известных мусульман столицы — купец и общественный деятель Мухаммад-Галим (Алим) Максутов. По свидетельству драматурга, театрального критика, автора книги «Тукай в Петербурге» («Тукай Петербургта», 1914) Кабира Бакира, купец Максутов пришел на встречу не один, а со своим сыном, получившим образование в Турции. Трое из детей Максутова (Ислам, Карим и Хафиз) обучались в Турции, в одном из французских учебных заведений, дававшем неплохие знания по французскому языку. По мнению исследователей, Максутов пришел с Каримом (1,215).
rnВо время разговора с Тукаем речь зашла о турецкой литературе. Младший Максутов говорил о ней с восхищением, перечисляя известных литераторов. По утверждению автора воспоминаний, его восторг не понравился Тукаю, считавшему неуместными такие дифирамбы. Поэт спросил, а есть ли у турок писатели такой величины, как Пушкин? Сын купца начал перечислять имена известных писателей и поэтов Турции: Намика Кямала, Габделхака Хамида, Махмуда Эк-рама, Амин-бека…
rnПо утверждению Кабира Бакира, Тукай ограничился лишь короткой беседой с гостями. И они ушли, не дождавшись М. Бигиева. Известно, что Максутовы пригласили поэта в гости.
rnПозже петербургские татары сообщили Тукаю, что Максутов пользуется у мусульман С.-Петербурга очень большим авторитетом. По утверждению К. Бакира, Тукай сказал, что слышал об этом человеке еще до встречи с ним (2, 143-144).
rnНа наш взгляд, скорее всего эта была не единственная встреча поэта с Максутовым. Так как, по авторитетному утверждению М. Бигиева, купец Максутов в ходе пребывания поэта в столице отвечал за обеспечение питания поэта (3, 204).
rnКто такие отец и сын Максутовы? Как сложились их судьбы после встречи с Тукаем? В поисках ответов на эти вопросы нам пришлось немало поработать с документами тех лет, разыскать потомков Максутовых, беседовать и вести с ними переписку. На все это ушло немало времени и сил. Купец Мухаммад-Галим Максутов — из касимовских татар, из д. Татарбаево Касимовского уезда Рязанской губернии. В С.-Петербург он приехал во второй половине XIX в. в поисках работы, как и многие его земляки. По утверждению потомков, его зазвал в Петербург старший брат, который был дегустатором (по слухам, чуть ли не в царском дворе). Позднее он занялся бизнесом. Следует заметить то, что аналогичный путь прошли многие касимовские татары. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Мухаммад-Галим занимался ломовым извозом и торговлей скота, а также имел мыловаренное предприятие. Позднее стал контрагентом по уборке павшего скота в столице.
rnВ 1914 г. он кардинально меняет род деятельности и покупает типографию. Она находилась на Серпуховской улице, д. 2 и называлась типографией товарищества «Аманат» Максутова. От других татарских типографий она отличалась тем, что выпускала татарские книги по заказам депутатов Государственной думы. Здесь также печатались учебники для татарских учебных заведений по родному языку, арифметике, а также хрестоматии по литературе. По сведениям известного исследователя истории татарской книги А. Каримул-лина, в 1914-1916 гг. в этой типографии было издано 28 названий книг общим тиражом 84113 экземпляров. В основном это были переводы законов о пособиях семьям погибших воинов, переводы на татарский язык различных законоположений, имеющих отношение к татарам, а также уставы и отчеты некоторых мусульманских благотворительных обществ (Гельсингфоргского, Азеевского и др.). Говоря об этом заведении Максутова, А.Каримуллин с сожалением писал: «Об организаторе этой типографии и точном времени ее открытия мы не имеем сведений» (4, 182-183). М.Максутов, несомненно, пользовался в Петербурге большим авторитетом среди мусульман. Так, в связи с кончиной 19 ноября 1894 г. императора Александра III мусульмане города избрали свою депутацию. Посланцы мусульманской части населения столицы возложили на могилу императора Александра III серебряный венок с озолоченной короной с надписью: «Царю-Миротворцу Миродержавцу императору Александру III от проживающих в гор. С.-Петербурге магометан, 20 ноября 1894 г.». М. Максутов был в составе этой депутации, куда кроме него вошли самые уважаемые мусульмане столицы, в их числе ахун Атаулла Баязитов (5).
rnМ.Максутов внес свой вклад и в строительство мечети в столице Российской империи. Как известно, для сооружения уникального здания были необходимы немалые средства. В 1906 г. был создан комитет уполномоченных лиц по сбору средств для строительства Соборной кафедральной мечети в Санкт-Петербурге. Комитет возглавил известный мусульманский деятель ахун Атаулла Баязитов, председателем стал не менее известный среди мусульман страны человек — Абдул-Азиз Давлетшин. Среди 19 членов названного комитета был и Мухаммад-Галим Максутов. Комитет организовал общемусульманские сборы денег. В финансировании строительства приняли участие мусульмане со всей России — от людей с незначительным доходом до миллионеров (6, 113).
rnМ.Максутов также играл важную роль в работе благотворительных организаций северной столицы. Он был активным членом С.-Петербургского мусульманского благотворительного общества, созданного в конце XIX в. Одно время он исполнял обязанности казначея общества. На рубеже Х1Х-ХХ вв. он выделял значительные средства на содержание и функционирование мусульманского (персидского) кладбища и дома при нем, являясь и заведующим конторой этого кладбища.
rnВместе с У. С. Шейх-Али, А. Б. Ибрагимовой-Шамиль, З.Шамилем М.Максутов был в числе учредителей Петербургского общества распространения просвещения среди мусульман, созданного в 1908 г.
rnМ. Максутов принимал участие и в других акциях благотворительности. Так, 7 февраля 1916 г. мусульманский кружок при Петроградском политехническом институте провел в зале собрания инженеров путей сообщения концерт-бал в пользу недостаточных студентов кружка. Среди участников и пожертвователей было немало известных людей мусульманского мира России: М. Ю. Джафаров, братья Яушевы, А. М. Топ-чибашев, З.Ш.Шамиль, С.Г.Джантурин, И.Ахтямов и другие. В их число входил и М. Максутов (7). По утверждению его правнучки Фатимы Казаковой, у Максутовых бывали ахун А. Баязитов, М. Бигиев, представители мусульманской общественности, купцы и коммерсанты (8).
rnВыяснились и некоторые факты личной жизни М. Максутова. Он был дважды женат. Первая его жена Айша, мать всех его детей, умерла в 1898 г. при рождении последней дочери Фатимы. Впоследствии Максутов женился на родной сестре своей жены (у татар, как и у некоторых других народов, существовала такая практика, рассчитанная на создание благоприятных условий для воспитания детей от первого брака), которая к этому времени овдовела и своих детей не имела. Дети любовно называли ее Тэш-Эни. Она умерла раньше мужа — в начале 20-х гг. XX в.
rnМ. Максутов был активным и в период революций и гражданской войны. На 1-м Краевом съезде мусульман Петроградского национального округа (декабрь 1917 г.) он был избран председателем исполкома Петроградского окружного отделения Национального управления мусульман внутренней России и Сибири. Именно в это время М. Максутову довелось выполнить довольно ответственную миссию. Он был в числе тех людей, которые осуществляли передачу «Корана Османа» из Публичной библиотеки в руки представителей мусульман. М. Максутов в качестве председателя Петроградского мусульманского общества, вместе с членом Икомуса А. Ахматовичем, председателем Петроградского отделения военного шуро флота генералом-майором Исляевым 19 января 1918 г. в здании Национального управления мусульман внутренней России и Сибири (г. Уфа) передал «Коран Османа» муфтию Г. Баруди и членам Духовного ведомства А. Сулейманову, Тарджеманову, Урманову и М. Бобинской (9, 374-376). Тяга к добру, добрым делам, желание поддержать обездоленных, слабозащишённых сохранилась у Максутовых, людей из его окружения и после 1917 г. В новых условиях Алим Максутов совместно с детьми и близкими по духу единомышленниками попытался продолжить благотворительную деятельность, хотя и под новым, иным названием в Ленинграде (10, 184, 185, 194). Сам М.Максутов стал свидетелем и в определенной степени участником многообещающих и трагических событий НЭПа, индустриализации и коллективизации, первой советской пятилетки, небывалой атаки на религию… Потомки запомнили его глубоко верующим человеком. О нелегком материальном положении и духовном состоянии М.-А. Максутова и членов его семьи в 20-х гг. XX в. свидетельствуют документы, обнаруженные и опубликованные современным исследователем А. Тагирджановой (10, 184, 185, 194, 223). Символично, что он ушел из жизни в 1930 г. в день Ураза-Байрама, вернувшись с торжественной молитвы. Он скончался от кровоизлияния в мозг и нашел свой последний приют на кладбище Ленинграда, ставшего для него родным городом.
rnКак же сложились судьбы сыновей М. Максутова, один из которых встречался и беседовал с Тукаем?
rnСтарший из них, Ислам, оказался в эмиграции в Турции, и его следы утеряны. Карим остался на родине, женился. Он пытался получить высшее медицинское образование, но не смог. То ли происхождение помешало, то ли здоровье. Однако от учебы в Турции осталось прекрасное знание турецкого и французского языков. Карим умер в 1929 г. от туберкулеза. Третий сын Максутовых — Хафиз также остался в СССР и прожил в Ленинграде до конца своих дней до начала 60-х гг. XX в. Работал в системе торговли, видимо, что-то передалось по генам от отца.
rnПотомки рода Максутовых живут в России и Татарстане. На их счету немало интересных и полезных дел. Они добились несомненных успехов, некоторые из них известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
rnДочь Карима, Махфуза Максутова, доктор технических наук (первая из татарок), профессор, крупный ученый в области энергомашиностроения, автор более 70-ти научных трудов, в том числе вузовских учебников, преподавала в Казанском техническом университете (бывший КАИ). Правнучка Фатима Казакова была кандидатом наук, доцентом.
rnТаковы некоторые страницы биографии Тукая во время пребывания в столице. Изложенное выше говорит не только о неподдельном интересе к творчеству поэта при его жизни со стороны разных слоев татарского сообщества России, но и о внимании к личности Тукая. В данном конкретном случае речь идет о внимании со стороны татарских купцов, разбросанных по всей России и ведущих активную торгово-промышленную, благотворительную деятельность.  На наш взгляд, вышеизложенное позволяет открыть для поклонников уникального таланта поэта отдельные моменты биографии и творчества не столько поэта, сколько людей окружавших его, встречавшихся с ним. Воссозданию образа поэта во многом помогает изучение биографии тех людей, которые окружали его, встречались, общались, пусть и непродолжительное время.rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Габдулла Тукай: тормыш кем ижат елъязмасы. — Казан, 2003.
rn2.    Тукай турында хатирелер. — Казан, 1976.
rn3.    Рахимова А. «Шу мэктебем сузлере сезе еманетдер…» / / Гасырлар авазы = Эхо веков. — 1996. — №1/2.
rn4.    Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. -Казань, 1974.
rn5.    Тарджеман. — 1894. — 9 декабря.
rn6.    Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII — начало XX вв. — Казань, 2003.
rn7.    Каспий. -1916.-12 марта.
rn8.    Письмо Ф.И.Казаковой автору от 13 ноября 2003 г. (личный архив автора).
rn9.    Исхаков СМ. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. — лето 1918 г.). — М.: Социально-политическая мысль, 2004.
rn10.    Тагирджанова А. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. — Казань, 2010.
rn

rn

rn
rn(Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

rn rn

rn

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган