rn

rnМухаммет Сунгатович Магдеев (1929-1995) был не только народным писателем, но и крупным ученым-филологом, оставившим заметный след в татарском литературоведении 70-90-х гг. XX века. Его труды по истории татарской литературы, критики, публицистики начала XX века до сих пор остаются богатейшим источником информации, идей и перспективных направлений для современных исследователей, в том числе тукаеведов.
rnТруды, посвященные жизни и творчеству Габдуллы Тукая, занимают в научно-публицистическом наследии М. Магдеева особое место. И дело не только в их большом количестве. Тема Тукая была для ученого, пожалуй, «стержневой» и наиболее любимой. М. Магдеев, по сути, в свое время был одним из самых компетентных специалистов в этой области. К сожалению, после смерти ученого его имя все реже упоминается в связи с вопросами литературоведения. В частности, вызывает недоумение, когда, говоря о Тукае и исследователях его творчества, забывают назвать имя Мухаммета Магдеева. В какой-то мере проблема состоит и в том, что значительная часть научно-популярных статей М. Магдеева публиковалась на страницах газет и журналов, ввиду сложностей с изданием книг. Возможно, это стало поводом к тому, что они незаслуженно забыты или сознательно умалчиваются.
rnТа часть научного наследия М. Магдеева, которая посвящена исследованию жизни и творчества Габдуллы Тукая, весьма обширна и представлена материалами разного жанра и объема. Кроме опубликованных в разные годы монографий (в которых Г. Тукаю посвящены отдельные главы или части глав) (1, 2, 3), научно-популярных статей и заметок (вышедших на страницах газет и журналов), альбома (4), подготовленного к 100-летию великого поэта, тема Тукая затрагивалась в ряде выступлений М. Магдеева по радио и телевидению (тексты выступлений сохранились в личном архиве), на научных конференциях в Казанском государственном университете (тексты и тезисы докладов также хранятся в архиве).
rnВ одной из телепередач, состоявшейся в мае 1984 года, М. Магдееву задали вопрос: «Как вы стали писателем?». Он ответил так: «Зимние вечера в детстве — первая причина. У нас в доме было очень много книг. Сборник Тукая, вышедший в 1914 году, произведения Ф.Амирхана, Ш.Камала… Вечерами перед сном мы — многочисленная детвора — располагались на полу, отец читал нам стихи Тукая, мы разучивали их и рассказывали наизусть. Я знаю по памяти начало почти 90 процентов стихотворений Тукая, 50 процентов его стихов знаю наизусть. Все это запечатлелось в памяти именно в детстве… Многие стихи Тукая имели свою мелодику, и родители нас научили этому. Например, до сих пор помнится мелодия стихов „Сон Земли" и „Душа"…»
rnНеобходимо сказать о том, каким предстает татарский поэт в трудах Магдеева. Тукай для него — величайший талант, человек с прогрессивными взглядами, широтой мышления и философской глубиной понимания жизни. Ученый всегда активно подчеркивал именно величие Тукая, категорически не приемля по отношению к поэту такие определения, как «несчастный», «бедный», «обездоленный» и т. д.
rnОбширный фактографический материал представлен в монографиях Магдеева «По пути к реализму» (2) и «Социальные корни таланта» (3), в которых, говоря, в частности, о творчестве Тукая 1910-х годов, автор рассматривает публицистику, фельетоны и сатирические произведения поэта в контексте происходивших тогда важнейших исторических событий — итало-турецкой войны 1911 года, Балканских войн, празднования 100-летия победы в русско-французской войне и 300-летия династии Романовых. Ученый привлекает огромное количество материалов из прессы того периода, обозначая, что именно стало толчком для Тукая при написании того или иного произведения, уточняя прототипы тукаевских героев и адресатов его полемических выпадов. В своем выступлении по радио на тему «Историзм в общественно-политических взглядах Тукая» (1976 год, апрель) М. Магдеев сказал: «В откликах на сложные международные и внутригосударственные события 1910-х годов среди татарских демократических писателей Тукай был одним из самых активных…» Говоря о стихотворении Тукая «Надежды народа в связи с великим юбилеем», М. Магдеев приводит цитату из Тукая: «На русской земле проложили мы след,/ Мы — чистое зеркало прожитых лет» — и заключает: «…это стихотворение призывает нас и сегодня блюсти чистоту этого «зеркала истории» (выступление по радио, 1986-?). Возражая против мнения некоторых литературоведов о том, что это единственное стихотворение Тукая, где он возносит хвалебные слова в адрес царя, ученый утверждает: пышные славословия использованы здесь поэтом для критики самодержавия, этот прием характерен для жанра фельетона. Политические взгляды Тукая основывались на принципе историзма, то есть рассмотрении одного события в связи с другими, в контексте конкретного исторического опыта. «Именно этот принцип определял не только общественные взгляды Тукая, но и литературно-эстетические и обеспечил сохранность его творчества как драгоценного наследия для будущих поколений».
rnЗначительный интерес представляет глава «Татарская периодическая пресса 1910-х гг. как источник по истории литературы» (2, 4-56). М. Магдеев собрал богатейший материал, касающийся татарской периодической печати того времени, характера взаимоотношений между изданиями, основного круга обсуждаемых проблем и т. д., среди которого немало интересных фактов о личности и биографии Тукая, его взаимоотношениях с некоторыми изданиями, например газетой «Йолдыз». Ученым проанализированы публикации Тукая в различных изданиях с точки зрения жанровой специфики, также рассмотрены взаимоотношения литераторов друг с другом. М. Магдеев делает очень важный вывод: «Исторические корни упомянутых в цикле «Деревенские песни» событий, личностей можно понять лишь после знакомства с информацией, появлявшейся на страницах печати. Информация в «Иолдызе», кроме того, помогла бы исследованию исторической подоплеки фельетонов Тукая и в конечном счете поэмы „Сенной базар, или Новый Кисекбаш"» (2, 49).
rnДоскональное знание татарской общественно-политической и литературной жизни начала XX века, накопленный богатейший фактический материал позволили М. Магдееву ввести в оборот ряд неизвестных фактов из жизни Тукая. Интерес представляют воспоминания современников Тукая, которые ученому удалось записать в свое время, — например, рассказ Гатиятуллы Шарафиева о встречах с Тукаем (6), беседа с Зайнап Хасани (7). Также ученым были обнаружены воспоминания Ибрагима Биккулова о знакомстве с Тукаем, напечатанные в детском журнале «Ак юл».
rnГоворя о вкладе М. Магдеева в тукаеведение, невозможно не сказать о его статьях, посвященных собственно поэзии Тукая. Среди них особо выделяется небольшая по объему статья «По следам потерянного стихотворения» (8), в которой ученый пишет о стихотворении Тукая «Мать и дитя», предлагая читателям и текст этого произведения. Суть стихотворения сводится к тому, что на вопрос ребенка: откуда появились леса, растения, рыбы в воде? — мать отвечает: всё это создал Господь. Ученый выражает в статье недоумение по поводу того, что в последний раз это стихотворение включалось в собрания сочинений Тукая в 1948 году. В последующих изданиях 1955-1956, 1975-1977 и 1985-1986 гг. этого стихотворения уже не было. Между тем оно исключительно важно для понимания мировоззрения поэта.
rnКак ученого, М. Магдеева очень интересовала историческая подоплека упомянутых в стихах Тукая событий, имен. Особое место среди статей подобного рода занимают работы, посвященные поиску первоисточников некоторых стихотворений Тукая. Здесь мы вплотную подходим к теме литературных взаимосвязей, которая очень занимала ученого-филолога. К вопросам литературных связей, в частности применительно к творчеству Тукая, М. Магдеев обращается в монографии «Литература и действительность», в главе «Литературные взаимосвязи и их формы (на примере татарской литературы начала XX века)», в которой пишет «…татарская литература начала XX века стала одним из звеньев мирового литературного процесса. Татарская литература второй половины XIX — начала XX в. питалась из двух источников: русской литературы и восточной литературы» (1, 179). Будучи широко образованным человеком, М. Магдеев имел возможность воспринимать поэзию Тукая в контексте русской и мировой литературы и культуры. Он находит в поэзии Тукая мотивы древнеримских поэтов, в сказке «Шурале» — параллелизм ситуации с историей, описанной в «Одиссее» Гомера. В трудах ученого немало находок, протягивающих мосты между стихами Тукая и творчеством Н.Некрасова (1, 290), А. Майкова, Л. Толстого (доклад на конференции КГУ «Толстой и Тукай», 1990; 9). В статье «Тукай и Толстой» ученый высказал предположение о том, что именно из наследия русского писателя послужило для Тукая отправной точкой при написании стихов «Слова Толстого». Эти стихи стали одними из последних произведений Тукая, потому особенно важно было определить обстоятельства их появления. В статье также высказывается предположение о том, что Тукай, возможно, вел дневник, в который заносил свои мысли по поводу прочитанного…
rnМ. Магдееву удалось определить первоисточники нескольких стихотворений Тукая, среди них, например, стихотворение «Что еще тебе нужно? (Экспромт)», высказать убедительные предположения относительно того, откуда взят эпиграф к стихотворению Тукая «Осенние ветры» (11).
rnГоворя о мастерстве Тукая-сатирика, ученый затрагивает вопрос о круге чтения поэта. В этой связи он называет еженедельный русский журнал «Сатирикон», который Тукай несомненно читал (есть его собственные отсылки к этому журналу). Магдеев убежден, что «Сатирикон» для Тукая, безусловно, был школой мастерства, и высказывает предположение о сходстве стиля фельетонов Тукая со стилем известного русского сатирика Аркадия Аверченко — редактора этого популярного русского журнала (12).
rnПоскольку М. Магдееву было свойственно тонкое восприятие ритмики и рифмики поэзии Тукая, то значительное количество его статей было посвящено уточнениям стихотворений поэта в различных изданиях, исправлению ошибок в написании или прочтении слов. Большое беспокойство ученого вызывало небрежное цитирование стихов Тукая в прессе, неправильная расстановка знаков препинания, ошибки в окончаниях — все то, что может привести к серьезному искажению смысла стихотворения, не говоря уже об этической стороне вопроса. В статье «Одно мнение» (1994) он писал: «Тукай, Дэрдменд, С.Рамиев, Такташ и Джалиль были настолько чувствительны к ритмике стиха, к отдельным звукам, отдельным слогам, что печатать их произведения с искаженным звуком или слогом в настоящее время — литературное преступление». Исправлению подобных непростительных ошибок посвящены его статьи «Читая стихи» (1988), «Такие вот дела…» (1992), «И у песни бывают прорехи» и др.
rnВ связи с исследованием глубинных истоков творчества Тукая интересна объемная статья М. Магдеева «Колыбель поэта» (1976), в которой речь идет об Арском крае, давшем татарскому народу большое количество писателей, ученых, крупных религиозных деятелей, журналистов, купцов и т. д. Как пишет сам автор, он рассказывает «об условиях, окружении, сделавших Тукая поэтом и большим мыслителем своего времени, о тех внутренних резервах общества, которые помогли ему стать великим» (1, 268). Ученый делает вывод о том, что появление в этом крае такой фигуры, как Тукай, отнюдь не было случайным: «…тесное Заказанье, задавленное историческими событиями, классовой борьбой, не могло не родить некую личность, для того чтобы высказать свое мнение. Чтобы высказать мнение, эта личность должна была родиться поэтом и родиться именно в этот период — в момент смены эпох» (1, 271). Интересной представляется предложенная Магдеевым вероятная схема маршрутов поэта по территории Арского края — между деревнями, с которыми его связывали те или иные обстоятельства жизни (1, 269-270). В статье, кроме прочего, автор исправляет фактическую ошибку, допущенную в комментариях к произведению Тукая «Сказ о теплой лежанке на печи», где вместо Арска называется село Большая Атня (1, 261-262). В 5-томном издании (1985-1986) эта ошибка была исправлена.
rnВ ряде статей ученый касается роли Тукая в становлении татарского музыкального искусства (2, 145-146; 1,292-293).
rnЛитературоведческое наследие М. Магдеева интересно не только своими открытиями, богатым фактографическим материалом, весьма вероятными предположениями и догадками, но и тем, что оно подсказывает последующим исследователям творчества Тукая наиболее плодотворные направления для работы. Одним из наиболее перспективных, безусловно, является изучение жизни и творчества Тукая по материалам прессы — и не только татарской и русской, но и зарубежной — английской, японской, турецкой. Внимательное изучение даже татарской периодической печати дало бы огромное количество материалов, касающихся биографии и творчества Тукая. Второе направление исследований — это, конечно, изучение наследия Тукая в связи с русской и западной классической литературой. В одном из выступлений по радио М.Магдеев сказал: «…у нас еще не изучена проблема влияния Байрона на поэзию Тукая. Мы все время боимся, как бы не оголили Тукая. Но поиски в таком направлении не оголяют, а, наоборот, обогащают поэтический мир Тукая. Ведь в 20-25 лет татарский поэт, не получивший ни среднего светского, ни высшего образования, жил в мире, в окружении таких гигантов мысли, как Толстой, Гейне, Байрон». Ученый считал, что «мало утверждать, что Тукай был великим поэтом. Мало утверждать, что он был народным. Тукая надо изучать крупно, в контексте развития всей мировой эстетической мысли, в плане историзма, применительно к нашим дням, к нашим сегодняшним проблемам» (1986).rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Мәһдиев М. С. Әдәбият һәм чынбарлык / XX йөз башы татар әдәбияты тарихына яңа материаллар. — Казан: Татар кит. нәшр., 1987. — 304 б.
rn2.    Мәһдиев М. С. Реализмга таба. — Казан: Казан ун-ты нәшр., 1989.- 156 б.
rn3.    Магдеев М. С. Социальные корни таланта. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. — 160 с.
rn4.    Габдулла Тукай. 1886-1913 / Фотоальбом. Текст Мухаммета Магдеева. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. — 240 с. — На тат. и рус. яз.
rn5.    Мәһдиев М. С. Ачы тәҗрибә. — Казан: Татар, кит. нәшр., 1993. — 384 б.
rn6.    Тукай турында замандашлары // Совет әдәбияты. — 1961. — № 4. Более полная публикация этого материала — Габдулла Тукай турында замандашлары // Идель. — 2009. — № 10.
rn7.    Социалистик Татарстан. — 1987. — 8 авг.
rn8.    Татарстан хәбәрләре. — 1992. — 25 апр.
rn9.    Магдеев М. С. Тукай и Толстой // Татарстан. — 1992. -№4.
rn10.  Мәһдиев М. С. Шагыйрьнең бер әсәре турында // Социалистик Татарстан. — 1986. — 23 март.
rn11.    Мәһдиев М. С. «Яктырак йолдыз янадыр…»: рукопись. — Казан [1985].
rn12.    Мәһдиев М. С. Тукай ниләр укыган? // Мәгърифәт. — 1995. — 25 апр.
rn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011) rn

rn


rn

By alex009

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган